Окончательная затирка бетонного пола большой площади весьма утомительна. Поэтому для окончательного выравнивания поверхности используют специальные затирочные машины по бетону. Они могут иметь электрический привод, либо оснащаться двигателями внутреннего сгорания – бензиновыми или дизельными. Электрические затирочные машины ограничены радиусом своего действия в пределах питающего шнура, а аккумуляторные модели пока ещё тяжелы и громоздки. Поэтому внимание уделим агрегатам с бензиновым приводом.
Классификация и разновидности
Принцип действия подобной техники прост: двигатель приводит во вращение исполнительные элементы – диски, которые снабжены лопастями. Производители комплектуют выпускаемое оборудование набором лопастей различной формы, в зависимости от выполнения конкретных операций по выравниванию бетона. Вращаясь, эти лопасти уплотняют поверхность, срезают существующие неровности, а далее производят окончательное заглаживание бетона.
Кроме типа привода, затирочные машины по бетону различаются следующими признаками:
- Количеством рабочих дисков – один или два (внешне они напоминают вертолётные роторы, потому рассматриваемое оборудование в просторечии именуют вертолётами).
- Направлением вращения дисков (для затирочных машин двухроторного исполнения). Конструкция оборудования, диски которого вращаются в одну сторону, проще, однако такая техника периодически требует восстановления динамической балансировки дисков, что снижает производительность обработки, особенно при значительных площадях бетонного пола.
- Конструкцией защитного кожуха – плоского или в форме усечённого конуса. В последнем случае возрастает универсальность оборудования из-за возможности регулировки угла наклона лопастей.
- Количеством оборотов ротора. Выпускаются затирочные машины по бетону, рассчитанные на угловую скорость вращения дисков от 80 до 150 мин-1. Двухскоростные приводы дороже и тяжелее (потребуется редуктор), однако позволяют заметно расширить технологические возможности использования техники.
- Типом двигателя. Бензиновые приводы преимущественно однодисковые и ручные. Дизельные приводы – двухдисковые и более мощные – отличаются наличием специального сидения для оператора и фактически представляют собой самоходные агрегаты, предназначенные для профессионального применения.
Ручные затирочные машины по бетону оправдывают себя при обработке поверхностей площадью до 120…150 м2, в противном случае используют самоходную технику.
Конструкция и подготовка к работе
Основными элементами оборудования являются:
- Рама, на которой монтируются привод с роторами (а для двухроторных вертолётов – ещё и сиденье с пультом управления).
- Двигатель с топливным баком.
- Шарнирно-подвижная штанга, на которой размещены элементы привода агрегата – редуктор, узел сцепления, органы управления.
- Рабочий ротор (или роторы) в подшипниках качения.
- Сменные лопасти.
- Защитный кожух.
- Пульт управления.
При подготовке затирочной машины к работе требуется совершить несколько простых операций. Вначале заправляют бачок горючим (его ёмкость, в зависимости от числа роторов и модели, колеблется от 130 до 1400 см3). Далее устанавливают необходимую скорость вращения роторов: при черновом шлифовании она должна быть не более 80…100 мин-1, поскольку в ходе обработки производится уплотнение поверхности и срезание отдельных неровностей. Для окончательного шлифования устанавливают максимальную скорость оборотов, чтобы повысить качество обработки. Эксперты не советуют злоупотреблять использованием повышенных скоростей вращения роторов: в форсированном режиме подшипники выходят из строя намного быстрее, а сам узел значительно чаще требует своей тщательной очистки.
Особого внимания требует вопрос монтажа необходимых лопастей. Обычно в комплект сменной оснастки для затирочной машины входят:
- Заглаживающие лопасти, имеющие наибольший диаметр (до 600 мм для однороторных машин и до 1200 мм – для двухроторных).
- Срезающие лопасти меньшего диаметра – не более 120…250 мм.
- Шлифующие лопасти, снабжённые большим радиусом закругления на торцах.
- Комбинированные лопасти, угол подъёма которых можно изменять в пределах от 0 до 30…45º.
Для переустановки лопастей на нижнем торце вала, вращающегося от редуктора, предусмотрено болтовое крепление. При длительной работе с затирочной машиной надёжность этого крепления требуется периодически проверять, поскольку вращающиеся с большой скоростью лопасти при своём рассоединении могут разрушить защитный кожух, и нанести тяжёлую травму оператору.
Эксплуатация
Перемещение затирочной машины по бетону целесообразно совершать последовательно в двух, взаимно перпендикулярных направлениях. Именно в этом случае качество обработки будет наилучшим. Затирку производят до того как бетон полностью затвердеет, иначе возрастает запылённость в зоне производства работ, а стойкость лопастей резко падает. Использовать затирочные вертолёты для выравнивания полов, содержащих также различные полимерные композиции, категорически запрещается.
Двухроторные машины достаточно перемещать в одном направлении.
Рассматриваемое оборудование недопустимо использовать в следующих ситуациях:
- при плохой вентиляции помещения, когда выхлопные газы скапливаются на рабочем месте;
- при выравнивании и шлифовке стен: самая компактная машина весит не менее 40…45 кг;
- когда бетонная стяжка уже полностью затвердела: вращающиеся со значительной скоростью лопасти могут вырвать часть материала и повредить пол.
С осторожностью стоит использовать затирочные вертолёты для шлифовки цемента, гипса и других строительных материалов.
При выборе типоразмера затирочной машины по бетону ориентируются на следующие факторы: наличие сети сервисного обслуживания для техники данного бренда, возможность регулировки угла наклона лопастей и их материал, качество подшипникового узла (только специальная подшипниковая сталь типа ШХ10!), ёмкость топливного бачка, наличие аварийных блокировок и выключателей. Цена однороторных машин колеблется в пределах 35…60 тыс. руб., цена двухроторных может достигать 320…350 тыс. руб.