Вертлюги или шарнирные соединения являются стандартными компонентами, обеспечивающими точное, без перекосов, соединение деталей с полостями, стационарных труб или шлангов между собой, а также соединение вращающихся частей машин или конструкций при их подъёме или перемещении.
В качестве компенсатора вращения вертлюг состоит из двух металлических кругов, соединенных шарнирным или бочкообразным соединением. Поскольку обе части вертлюга могут вращаться независимо друг от друга, то они помогают устранить (или уменьшить) риск перекоса осей подвижного соединения, поскольку при большой разнице в координатах осей связь между ними может нарушиться.
Классификация
Стандартно выпускаемые вертлюги различают по следующим параметрам:
- По передаваемой нагрузке: грузовые и компенсирующие. Грузовые вертлюги изготавливаются из материалов класса прочности от 6 и выше, они часто используются в буровых установках. Компенсирующие производят из менее прочных марок сталей, они находят применение в быту.
- По продолжительности непрерывной работы. Если вертлюг используется периодически, то в его конструкции предусматривается система ручной консистентной смазки при помощи маслёнок.
- По количеству каналов. Многоканальные вертлюги получили распространение в металлургической промышленности. Они имеют одно общее – центральное – отверстие и несколько периферийных, размещаемых концентрично по отношению к основному. Такие поворотные соединения могут использоваться не только для передачи вещества, но и управляющих сигналов. Тогда в каналах прокладывают слаботочные кабели охранных систем, интернет-соединения и т.п.
- По способу соединения вертлюга с основной системой или технологическим оборудованием. Известны вертлюги классов «петля-петля» (для незамкнутых элементов), «вилка-вилка» (для замкнутых элементов) и «вилка-петля» (для деталей со смешанной компоновкой).
Описание вертлюгов ГОСТ 228-79
Вертлюг типа «петля-петля». Относится к грузовым вертлюгам, которые предназначены для восприятия силовых нагрузок. Изготавливается из прутков обычных марок среднеуглеродистых сталей, и производится в диапазоне диаметров соединительного стержня от 6 до 38 мм. Недостаток – полностью неразъёмная конструкция, поэтому при износе соединительной оси устройство ремонту не подлежит. В такелажных работах используется редко, поскольку требует карабина или промежуточного соединительного элемента (звена).
Вертлюг типа «вилка-вилка». В отличие от предыдущего типа изготавливается с разбираемой частью, а потому может комбинироваться с другими деталями той же грузоподъёмности. Исходная заготовка – та же, что и для предыдущего исполнения, однако стержень соединительной оси выполнен на резьбе и фиксируется при помощи контрящей гайки. Палец вилки зашплинтовывается. Вертлюг имеет наиболее широкий диапазон применения, в том числе пригоден и для транспортных операций с нестандартными грузами. Не относится к группе грузовых шарнирных соединений.
Вертлюг типа «петля-вилка». Отличается сблокированными на общей оси неразъёмной и разъёмной частями. Поворотная ось имеет резьбовую часть с фиксацией торца при помощи контрящей гайки. Ограниченно пригоден для подъёма и перемещения лёгких грузов, поскольку не гарантирует надёжной фиксации вилки в скобе.
Для работ в условиях повышенной влажности для изготовления вертлюгов могут использоваться прутки из никелированной или хромированной стали.
Выбор типоразмера шарнирного соединения производят по следующим пунктам:
- Наибольший диаметр вилки или карабина.
- Наибольшее тянущее усилие.
- Максимальное разрывное усилие, допускаемое осью (для осей с резьбой).
Угол поворота подвижных звеньев производителями не регламентируется.
Применение в промышленности и в строительстве
Основной функцией вертлюга считается транспортировка газообразных, жидких или полутвёрдых веществ (например, масла, пара, охлаждающих жидкостей) от одного узла оборудования к другому. Они также используются в подвижных трубных системах, погрузочных рычагах, а также в такелажных работах и для снижения механических нагрузок на гибкие шланги. В зависимости от применения — для получения или передачи вещества — могут потребоваться и многоканальные вертлюги. Общее число каналов достигает 30-35, их разделяют заглушками.
Примерами эффективного применения шарнирных соединений являются вращающиеся манипуляторы, прессы, краны, шланговые катушки, бумагоделательные машины, погрузочные рычаги для грузовиков или железнодорожных тележек, системы слива дождевой воды и т. д. Вертлюги часто соединяют с электрическими поворотными соединениями.
Распространённым типом специального вертлюга считается поворотный штуцер. Он применяется в производственных системах, которые обеспечивают непрерывное охлаждение, нагрев или подачу теплоносителя.
Комбинируя несколько каналов, можно предназначать шарнирное соединение для реализации различных задач. Они могут поставляться в стандартных и специальных исполнениях, изготавливаться из стали (в том числе – и нержавеющей), а также из бронзы или алюминия.