Для работ с различными грузоподъёмными механизмами очень часто используется такелажная скоба. Её назначение – обеспечить надёжное соединение между собой элементов грузоподъёмных приспособлений – тросов, канатов и т. д. Несмотря на предельную простоту конструкции, размеры и исполнения такелажных скоб стандартизированы несколькими ГОСТ, ведомственными нормами, а также зарубежными стандартами (в частности, DIN 82101).
Классификация
Такелажные скобы различают по следующим признакам:
- По форме – прямые (в виде латинской буквы U) и омегообразные (изогнутые).
- По диаметру отверстия под фиксирующий элемент – штифт или палец.
- По наличию дополнительных фиксирующих деталей, например, болтов с корончатой гайкой, предотвращающей самоотвинчивание.
- По температурному диапазону применения – полярные, рассчитанные для эксплуатации при температурах до -40ºС, и обычные.
- По роду поверхностного защитного покрытия, что даёт возможность использовать данные детали при работах с химически активными средами, либо с горячими заготовками.
Грузоподъёмность серийно выпускаемых такелажных скоб находится в пределах от 330 до 150000 кг, что определяется материалом изделия, геометрическими параметрами (длиной дуги и диаметром поперечного сечения), а также режимом его упрочняющей термообработки.
Выбор конкретного типоразмера зависит от нагрузок, которые испытывает такелажная скоба во время своей эксплуатации, коэффициента динамичности нагрузки и пространства между соединяемыми деталями.
Производство отечественных типоразмеров и конструкций такелажных скоб регламентируется ГОСТ 2224-72 (заменён на ГОСТ 2224-93). В нём оговариваются следующие технические требования:
- Марки сталей, из которых допустимо производство изделий;
- Способы производства – ковка, холодная или горячая гибка;
- Требования к качеству поверхности;
- Места нанесения маркировки готовой продукции и сведения, которые должны содержаться в этой маркировке;
- Способы и методы контроля качества;
- Технологический процесс консервации при длительном хранении.
Использовавшийся ранее ГОСТ 2476-72 «Скобы такелажные» в настоящее время не является действующим.
Размеры
Размерный ряд такелажных скоб отечественного производства всегда согласовывается с соответствующими параметрами грузовых строп, производимых по ГОСТ 25573-82. В частности, регламентируется расстояние между захватом и свободным участком канатной ветви, а также толщина скобы, используемой в стропах типа 2СК и выше. Это особенно важно, если такелажная скоба применяется в канатных ветвях, которые предусматривают переходное звено. В этом случае имеют значение следующие размеры рассматриваемых изделий:
- Зев скобы, который зависит от толщины каната и размеров сопрягаемой части коуша.
- Высота детали до оси размещения фиксирующего элемента.
- Общая длина такелажной скобы.
Соответственно этим размерам устанавливается возможность для практического применения прямой или омегообразной скобы. Первый вариант используется, если рабочего пространства достаточно для свободного размещения всех элементов, и зажима груза не ожидается. Омегообразная (или, иначе – якорная) такелажная скоба применяется в том случае, когда фактического расстояния недостаточно для установки фиксирующего болта (либо пальца), или, когда используются многоплечевые устройства такелажа.
Размер скобы устанавливается по её номеру, который соответствует предельной нагрузке на деталь.
Выбор типоразмера такелажных скоб зависит также и от того, какой материал поднимается с их помощью. В большинстве случаев изделия изготавливаются из проката сталей типа Ст.3 или Ст.5 по ГОСТ 380 (в особо ответственных случаях используются даже качественные цементируемые стали, например, сталь 20 по ГОСТ 1050), однако для подъёма магнитных материалов применяют скобы из нержавеющих сталей марок 08Х18Н10 и 10Х17Н13М2.
Как выбрать типоразмер такелажной скобы?
Параметрами выбора являются предельная грузоподъёмность, которая допускается изделием (при этом нормативный запас прочности должен быть не менее 5), размеры скобы в плане, условия эксплуатации изделия. В частности, не допускается работа с такелажными скобами, поверхность которых имеет хотя бы один участок коррозии; именно поэтому преимущественно используются детали, которые прошли цинкование или окрашивание красками, устойчивыми к повышенной влажности окружающего воздуха. Цена оцинкованных такелажных скоб всегда выше, чем окрашенных.
Важное значение имеет также и способ штамповки скоб. В частности, при холодной гибке прутка в нём возникают значительные напряжения изгиба, которые снижают прочность детали при её эксплуатации. Горячештампованные такелажные скобы после деформирования подлежат очистке от окалины и последующей термообработке, поэтому твёрдость их в итоге достигает тех же нормативных значений – для обычных сталей НВ 155…160, для нержавеющих НВ 280…310, но концентраторы напряжения отсутствуют.
Проверку работоспособности такелажной скобы можно выполнить при помощи зависимости:
Q = Mmax/280r, где:
— Q – расчётная нагрузка на изделие;
— Mmax — наибольший изгибающий момент, который возникает при подъёме груза (устанавливается по марке стропа);
— r – радиус закругления при переходе от зева скобы к её стенкам.
Существуют практические соотношения между диаметром скобы и наибольшим грузом, который можно поднять с её помощью. Для прямой скобы, изготовленной из углеродистой стали, такие соотношения приведены далее:
- При d = 5 мм Q = 80 кг;
- При d = 10 мм Q = 300 кг;
- При d = 16 мм Q = 800 кг;
- При d = 22 мм Q = 1500 кг.
Для омегообразной такелажной скобы:
- При d = 6 мм Q = 330 кг;
- При d = 10 мм Q = 750 кг;
- При d = 16 мм Q = 2000 кг;
- При d = 25 мм Q = 6500 кг;
- При d = 32 мм Q = 9500 кг.
Цены на такелажные скобы, в зависимости от способа их изготовления, конструкции и размеров колеблются в диапазоне 80…5000 руб.