Рым-болты представляют собой разновидность такелажного крепежа, предназначенного для выполнения различных работ по подъёму и перемещению грузов. Технические требования и номенклатура данных изделий отечественного производства регламентируется нормативами ГОСТ 4751-73. Практически аналогичная по размерам продукция выпускается и за рубежом согласно DIN 580.
Размеры
Рым-болт включает в себя замкнутое стальное кольцо определённого внутреннего и внешнего диаметров, стержень, на преобладающей части которого нарезана (или накатана) метрическая резьба, а также переходную часть (она посредством литых или отштампованных радиусных переходов соединяет кольцо со стержнем).
Размерный ряд рым-болтов по ГОСТ 4751-73:
- Диапазон диаметров резьбы – от М8 до М100 (при этом наиболее ходовыми считаются резьбы М8, М10, М12 и М16).
- Внутренний диаметр кольца, мм – 20…180.
- Наружный диаметр кольца, мм – 36…324.
- Длина стержня, мм, не менее – 12…133.
Для исключения концентраторов напряжений все переходы между элементами конфигурации крепежа выполняются по радиусам. Рым-болты могут изготавливаться с антикоррозионным (цинковым или хромовым) покрытием.
Резьба на стержне изделия может быть с крупным или мелким шагом (производство резьбы с мелким шагом оговаривается при индивидуальном заказе).
Технические требования
Изделия производятся из конструкционных сталей ГОСТ 1050-84 марок не ниже, чем сталь 20 или сталь 45. Фактическое значение физико-механических характеристик металла должно подтверждаться сертификатом качества от производителя.
Преобладающей технологией производства рым-болтов считается литьё, однако допускается изготовление данных изделий и методом горячей объёмной штамповки. Такая продукция отличается более высокими эксплуатационными характеристиками и повышенной долговечностью.
Контроль качества заключается в выборочной проверке размеров изготовленных изделий, а также их макроструктуры: наличие дефектов резьбы, пустот, раковин, а также заваренных участков на поверхности не допускается.
После изготовления рым-болты подвергаются закалке. Твёрдость термически обработанного крепежа должна находиться в пределах 105…121НВ – для изделий, которые изготовлены из стали 20, и 134…149НВ – для рым-болтов из стали 25.
Грузоподъёмность: правила выбора
На выбор размеров влияет предельная масса груза, строповка которого будет производиться при помощи рым-болтов, а также схема размещения строп. Стандарт оговаривает следующие варианты:
- Вертикальная строповка. Предельно допустимая грузоподъёмность составляет от 120 кг для рым-болтов М8, до 20000 кг – для рым-болтов М100×6;
- Строповка в плоскости кольца при граничном отклонении от вертикали 45°. Наибольшая масса груза равна 80 кг для М8, и 6500 кг – для М100×6;
- Подъём, который проводится вне плоскости кольца, с предельным отклонением груза от вертикальной оси до 45°: соответственно 40 кг и 3250 кг.
При иных условиях подъёма и перемещения предметов рым-болты к использованию не допускаются (это связано со значительными растягивающими напряжениями, которые возникают в кольцевой части изделия).
С целью снижения давления на смежные части груза и крепежа рекомендуется подкладывать под рым-болт плоские шайбы по ГОСТ 11371-78 толщиной не менее 1 мм.
Перед применением рым-болты должны быть выборочно испытаны на работоспособность, для чего их нагружают усилием, удвоенным по сравнению со значениями, которые допускаются ГОСТ 4751-73.
Для такелажных работ с лёгкими грузами иногда используют рым-гайки, которые навинчиваются на ввёрнутую в тело детали шпильку.