ручной монтажно-тяговый механизм

монтажно-тяговый механизмРаботы по подъёму и перемещению различных грузов не редкость в строительстве, лесозаготовках или при проведении аварийно-спасательных операций. Поскольку такие работы часто связаны с повышенными опасностями, неудобствами проведения и травматизмом рабочего персонала, они нуждаются в применении средств малой механизации.

Монтажно-тяговые механизмы: разновидности и составные части

Часто в данную категорию включают и различного рода рычажные лебёдки, но такой подход не совсем правилен по нескольким причинам:

  • как следует из названия, в данных устройствах используется рычажный привод, в то время, как монтажно-тяговые механизмы работают с системой тросов;
  • рычажные лебёдки наматывают канат с грузом на барабан, а поэтому применяются только с грузовым канатом конечной длины;
  • способ перемещения каната внутри корпуса лебёдки и монтажно-тягового механизма различны;
  • редуктор, характерный для рычажных лебёдок, в монтажно-тяговых механизмах отсутствует.

Типовая конструкция рассматриваемого ручного приспособления включает в себя:

  1. Алюминиевый разъёмный корпус, снабжённый технологическими отверстиями для смазки всех поворотных осей.
  2. Двухрычажного механизма для прямого и возвратного перемещения троса (такой механизм часто называют тандемным).
  3. Механизма захвата с трещоткой, которая позволяет паре захватов свободно двигаться только в одном направлении.

мтм 1.6

  1. Анкерного штифта, которым контролируется направление каната.
  2. Регулируемых эксцентриковых зажимов.
  3. Рычага для отвода эксцентриков в нерабочее положение.
  4. Предохранительного срезывающегося штифта.
  5. Удлинительной рукоятки, надеваемой на рычаг прямого хода.
  6. Крюка с коушем, закреплённого к торцу грузового каната.

Некоторые производители комплектуют монтажно-тяговые механизмы (МТМ) ремонтными комплектами, которые включают в себя бухту каната длиной до 15-20 метров с запасным грузовым крюком. При износе основного троса, он легко заменяется на запасной, поскольку один из концов троса завальцован, и его легко можно протянуть через направляющие эксцентрики тандемного механизма. Эффективность использования МТМ можно увеличить, если применять их совместно с полиспастами: это позволяет вдвое повысить грузоподъёмность приспособления.

ручной монтажно-тяговый механизм

Принцип работы

Для использования монтажно-тягового механизма необходимо завести часть каната внутрь корпуса, для чего при помощи отводного рычага разводят эксцентрики захватного узла. Канат пропускают внутрь МТМ и выводят его наружу, поверх анкерного штифта, до места крепления приспособления. После этого набрасывают грузовой крюк на груз, и опускают рычаг с захватами. Для страховки на ось анкерного штифта набрасывают фиксирующую цепь.

При ручном подъёме или транспортировании груза при помощи рукоятки начинают поворачивать задний, тяговый рычаг. При этом включается в работу тандемный механизм: верхняя пара зажимов обхватывает канат и скользит с ним по направляющим эксцентрикам, а то время, как нижняя пара служит опорой для каната. Возникающие при этом силы трения способствуют перемещению груза в пределах дуги поворота рычага. Для следующего цикла рукоятка отводится назад.  В это время эксцентрики проворачиваются, и вводят в контакт с канатом рамку с трещоткой, которая фиксирует груз в прежнем положении. В конце поворота рычаг прямого хода захватывает новую часть каната, а рычаг обратного хода отводит трещотку вверх. Цикл повторяется.

Производительность работ по подъёму и перемещению грузов при помощи рассматриваемого механизма определяется длиной рукоятки и интенсивностью качаний рычага прямого хода, и не зависит от длины каната (стандартная комплектация каната – 20 м). В этом заключается главное преимущество монтажно-тягового механизма.

В большинстве конструкций усилие на рукоятке прямого хода колеблется в пределах 30…50 кг, в то время, как грузоподъёмность механизма достигает 5,4 т. Снижать это значение за счёт увеличения длины рукоятки нецелесообразно, поскольку возрастают габариты механизма и величина пространства, необходимого для поворота рукоятки.

Надёжность МТМ определяется состоянием эксцентриковых роликов тандемного механизма. В частности, недопустимо попадание на их поверхности смазки: она уменьшит трение между зажимами и трещоткой, что чревато самопроизвольным опусканием груза, и поворотом грузового рычага. Поэтому при техобслуживании ручного монтажно-тягового механизма смазывают только оси рычагов и эксцентриковых захватов.

мтм 3.2

Модели МТМ

Выбор типоразмера МТМ зависит от требуемой грузоподъёмности. На практике чаще всего используют устройства от 0,8 до 5,4 т. Технические характеристики рассмотренных приспособлений отечественного производства сведены в таблицу:

Модель Грузоподъёмность, кг Диаметр троса, мм Примерное усилие на рычаге, кг Ход рычага, мм Длина рукоятки, мм Цена, тыс. руб.
МТМ-0,8 800 8 20 55 600 7,3…7,5
МТМ-1,6 1600 11 30 50 1200 10,5…11,0
МТМ-3,2 3200 16 35 40 1200 18,5…20,0
МТМ-5,4 5400 20 45 32 1500 43.5…45,0

Популярностью пользуются также монтажно-тяговые механизмы швейцарского бренда Jet (производятся в КНР). Линейка МТМ от Jet включает в себя ручные устройства грузоподъёмностью 1,2; 2,4 и 4,8 т. Цена таких МТМ составляет соответственно 8300, 12000 и 19500 руб.